Жилет
вошел в бытность именно как часть мужского костюма, причем сначала он совсем и
не был жилетом. В XVII веке прародитель классического жилета имел рукава и
довольно длинные полы, служа скорее нижней частью повседневного костюма
уважаемого, да и уважающего себя европейского
господина. Шился этот предмет одежды из тех же тканей, что и сам верхний
костюм. Только добрую сотню лет спустя жилет, наконец, потерял рукава и лишнюю
длину, а вместе с ней и свою утилитарность, став исключительно украшением.
Тогда жилеты стали шить из дорогих тканей - парчи, кашемира, бархата, которые
усеивали пуговицы из драгоценных камней.
Мужская мода более консервативна, чем женская, если мы
рассматриваем не подиумные веяния, а именно повседневную одежду. Возможно
поэтому мужские костюмы и сегодня
тяготеют к своим историческим корням, иногда вовсе не изменяя им, а порой и отчасти
трансформируясь.
Кстати, до сих пор не установлено точное происхождение имени
и родина жилета, но чаще всего эту почетную роль уступают Франции, которая наиболее близко
названием gilet передает русское звучание имени этого предмета одежды. По самой
распространенной версии человека, впервые явившему миру сшитый жилет звали
Жиле.
Получив широкое распространение во Франции, жилет в том же XVIII
веке вдруг впал в немилость в России. Современники императора Павла I писали,
что властитель объявил жилет причиной Французской революции, и, от греха
подальше, запретил его ношение.
Тот факт, что жилет являлся частью строгого костюма, не исключал
его ношения для тепла. В Англии почтальоны, которые преодолевали километры на
упряжке лошадей, обязательно надевали жилет, сшитый их теплой ткани.
В начале XX века жилет еще сохраняет былые позиции в мужском
гардеробе, но вскоре начинает терять популярность. Этому во многом
способствовало появление центрального отопления в домах, из-за чего люди стали
стремительно освобождаться от лишней одежды, предпочитая более легкие варианты
туалетов, и тогда двубортные костюмы просто избавились от жилета. Вернулся в
моду костюм-тройка лишь в 60-е годы, но тогда приобретение жилета как
дополнения к классическому костюму было делом недешевым, тем более, что такая
деталь в основном изготавливалась на заказ.
Современность против классики
Жилет действительно является довольно сложной по конструкции
деталью гардероба, а сидеть он должен идеально. Неточно посаженный на фигуру
жилет испортит впечатление о самом лучшем костюме: топорщащиеся
полы-треугольнички, излишние сборки на задней поверхности жилета, «надутый»
силуэт в области груди и
незастегивающиеся нижние пуговицы свидетельствуют даже не о плохом вкусе
обладателя, а скорее, о непродуманности своего образа.
Классический мужской жилет, как часть костюма, должен
прикрывать пояс брюк. Недопустимо выглядывание из-под жилета ремня, пряжки или
края сорочки. Жилет должен быть в груди
настолько свободен, чтобы сидя не испытывать дискомфорта и удушения, а в талии
ему нужно прилегать достаточно плотно. Если мужчина надевает костюм-тройку, то
его пиджак должен представлять окружающим не более чем небольшой край с верхней
пуговицей жилета.
В настоящее время, характеризующееся модной
вседозволенностью, жилет шагнул за рамки строгого костюма, став самостоятельным
предметом одежды, притягивающим взгляды роскошной отделкой из кожи, меха и
других дорогих материалов. Жилет, надетый на рубашку, визуально меняет фигуру,
делая ее стройнее, привлекая внимание к неординарности его владельца.
Современный модный жилет носят мужчины в будничной обстановке, позволяя ему
играть с расцветкой, клеткой или неординарным оформлением пуговиц. Жилет -
любимый аксессуар творческих личностей, которые делают его своей «фишкой» - и традиционно-согревающей и
гламурно-декорированной.
Не каждая одежда без рукавов имеет право называться жилетом.
Трикотажная одежда, лишенная рукавов достойна, скорее, названия «безрукавка», в
то время как жилет, хоть и позволяет себе сегодня отклонение от традиций,
хранит за собой право называться почетным именем, стремясь к оригинальному покрою.
Евгения Жиркина
|